"Игра престолов": сокрытое в листве (nehoroshy) wrote,
"Игра престолов": сокрытое в листве
nehoroshy

О "Сапсане" первой половины 19 века

Продолжаю читать "Старую Москву" Николая Пыляева.

В частности, вот что там написано про состояние дорог в Российской Империи до 1820 года:

Богатые и знатные помещики ехали целым караваном; при том состоянии дорог, в каком они были в то время, при езде по ухабам, пескам и бревенчатой мостовой, поездка, например из Петербурга в Москву, выходила настоящим путешествием, затруднительным и тяжелым.
Знатный барин, трогаясь в путь, вперед отправлял поваров с целой походной кухней и провизией. С ним отправлялся дворецкий с винами, столовым бельем и серебром. Еще раньше отправлялся обойщик с коврами, занавесками, постелями и бельем. В городах доставали квартиру для ночлега или у знакомых, или у зажиточных купцов.
В деревнях выбирали почище избу и отделывали коврами и занавесками. Потом уже отправлялись господа, с шутами и кормилицами, с детьми и няньками, гувернерами и гувернантками, и ехали так дней 7 или 8 до Москвы. Как в екатерининское время, так и в павловское путешествовать без конвойных было небезопасно – тогда еще слухи не умолкали о разных Верещагиных, Рощиных, Дубровиных и других дорожных удальцах, которые шутить не любили.
В числе барской свиты в те времена непременно находились казаки и гусары из собственных дворовых людей, а также и из настоящих солдат, выпрошенных на слово в отпуск у разных начальников московских сводных батальонов. Вся такая стража прицепляла к себе разного рода оружие – сабли, шпаги, пищали, кинжалы.
Дорога была всюду несносная: то по выбитым деревянным бревенчатым мостовым, то по камням, ямам и пескам.


Честно говоря, довольно трудно связать в одно целое так называемый "Золотой век Екатерины" и подобный беспредел на дорогах в её время.
К тому же, совершенно непонятно, как при полном отсутствии вменяемых путей сообщения между основными городами империи, могла существовать такая штука, как "Екатерининский тракт".
А ведь, как уверяют историки, Екатерининский тракт соединял Европейскую часть России с Дальним аж Востоком.

Вот, к примеру, карта из Википедии:



Тракт был примерно такого вида:





С такими вот капитальными мостами:



И это всё, как уверяют, остатки того самого Екатерининского тракта - в наше время.
(Между прочим, нетрудно заметить, что "Екатерининский тракт" не отличается от т.н. "древнеримских дорог" практически ничем. Это одна и та же технология)
По логике вещей, если сохранились такие фрагменты до сих пор, то 200 лет назад тракт должен был быть неизмеримо более высокого качества.
Но, по мнению автора "Старой Москвы", в восемнадцатом - начале девятнадцатого века, дорог фактически, не существовало даже на самых главных имперских направлениях.
Это всё очень-очень странно.

Ну да бох с ним, с этой частью истории ещё разбираться и разбираться.
Допустим дорог не было, но дальше (с 1820 г.) произошло следующее:

Первое порядочное сообщение между Москвою и Петербургом основалось только в 1820 году.
В этом году князь Михаил Семенович Воронцов, долго живший за границей, составил компанию со своими друзьями на акциях в 75 000 руб. ассиг. и завел дилижансы, которые тогда назывались почтовыми колясками. В это же время казна стала прокладывать и шоссейную дорогу. Предприятие Воронцова встретило полное сочувствие публики, и 1 сентября 1820 года из Большой Морской, из отделения Конторы дилижансов, отправился первый такой поезд в Москву, состоявший из семи пассажиров разного звания, мужчин и женщин.



При этом отправлении присутствовали: министр почт князь А. Н. Голицын, К. Я. Булгаков и множество любопытных, которые смотрели на дилижансы, как на чудо. Немедленно после первого отправления подписались на второе восемь пассажиров, и число их беспрестанно умножалось. Даже знатные особы брали дилижансы. Ездить в них было в моде.



В первые десять лет между Москвою и Петербургом проехало в дилижансах 33 603 человека; во второе десятилетие, несмотря на соперничество многих возникших частных заведений, – до 50 000 человек. В третье десятилетие, когда уже открыты были отправления казенных почтовых карет и брик, число пассажиров стало уменьшаться.



В течение тридцати лет, с 1 сентября 1820 года по 1 сентября 1850 года, первоначальное в России заведение дилижансов собрало за места 3 810 534 руб. 22 коп. сер. После этого Общество передало акции, стоившие сначала каждая 1 000 руб. ассиг., за 600 руб. сер. за штуку своему управляющему Ф. Д Серапину.



Такой вот конный "сапсан" - самое быстроходное средство передвижения по суше того времени, король дорог до наступления эпохи железнодорожного транспорта.

Однако дилижансы - это, конечно прекрасно, но логические нестыковки с предыдущей эпохой не дают мне покоя.
Резюмируя изложенное, рискну сделать вывод:

1) до загадочной войны 1812-15 гг. не было никакой могущественной Российской Империи (потому что не может существовать империи без дорог - по целому комплексу причин) и то, что теперь выдают за "Екатерининский тракт" - на самом деле казённые дороги, отстроенные уже после 1820 года, большей частью в николаевское время.

или же, как вариант:
2) в начале 19 века по территории России на самом деле прокатился некий катаклизм, который завалил города грязью, разрушил многие строения предыдущей эпохи и смыл отличные дороги - да так радикально, что пришлось их отстраивать заново.

Какой версии отдать предпочтение - пока не знаю.

Tags: "Старая Москва", история
Subscribe
promo nehoroshy august 3, 2015 02:50 45
Buy for 10 tokens
"Игра престолов" Джордж Р.Р. Мартин Перевод Максима Сороченко Пролог – …Пора возвращаться, – настаивал Гаред, – одичалые мертвы. Лес постепенно окутывали сумерки. – Ты боишься покойников? – спросил сэр Уэймар Ройс, с едва заметным намёком на улыбку. Гаред не поддался на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment