В частности, вот что там написано про состояние дорог в Российской Империи до 1820 года:
Богатые и знатные помещики ехали целым караваном; при том состоянии дорог, в каком они были в то время, при езде по ухабам, пескам и бревенчатой мостовой, поездка, например из Петербурга в Москву, выходила настоящим путешествием, затруднительным и тяжелым.
Знатный барин, трогаясь в путь, вперед отправлял поваров с целой походной кухней и провизией. С ним отправлялся дворецкий с винами, столовым бельем и серебром. Еще раньше отправлялся обойщик с коврами, занавесками, постелями и бельем. В городах доставали квартиру для ночлега или у знакомых, или у зажиточных купцов.
В деревнях выбирали почище избу и отделывали коврами и занавесками. Потом уже отправлялись господа, с шутами и кормилицами, с детьми и няньками, гувернерами и гувернантками, и ехали так дней 7 или 8 до Москвы. Как в екатерининское время, так и в павловское путешествовать без конвойных было небезопасно – тогда еще слухи не умолкали о разных Верещагиных, Рощиных, Дубровиных и других дорожных удальцах, которые шутить не любили.
В числе барской свиты в те времена непременно находились казаки и гусары из собственных дворовых людей, а также и из настоящих солдат, выпрошенных на слово в отпуск у разных начальников московских сводных батальонов. Вся такая стража прицепляла к себе разного рода оружие – сабли, шпаги, пищали, кинжалы.
Дорога была всюду несносная: то по выбитым деревянным бревенчатым мостовым, то по камням, ямам и пескам.
Честно говоря, довольно трудно связать в одно целое так называемый "Золотой век Екатерины" и подобный беспредел на дорогах в её время.
К тому же, совершенно непонятно, как при полном отсутствии вменяемых путей сообщения между основными городами империи, могла существовать такая штука, как "Екатерининский тракт".
А ведь, как уверяют историки, Екатерининский тракт соединял Европейскую часть России с Дальним аж Востоком.
Вот, к примеру, карта из Википедии:

Тракт был примерно такого вида:


С такими вот капитальными мостами:

И это всё, как уверяют, остатки того самого Екатерининского тракта - в наше время.
(Между прочим, нетрудно заметить, что "Екатерининский тракт" не отличается от т.н. "древнеримских дорог" практически ничем. Это одна и та же технология)
По логике вещей, если сохранились такие фрагменты до сих пор, то 200 лет назад тракт должен был быть неизмеримо более высокого качества.
Но, по мнению автора "Старой Москвы", в восемнадцатом - начале девятнадцатого века, дорог фактически, не существовало даже на самых главных имперских направлениях.
Это всё очень-очень странно.
Ну да бох с ним, с этой частью истории ещё разбираться и разбираться.
Допустим дорог не было, но дальше (с 1820 г.) произошло следующее:
Первое порядочное сообщение между Москвою и Петербургом основалось только в 1820 году.
В этом году князь Михаил Семенович Воронцов, долго живший за границей, составил компанию со своими друзьями на акциях в 75 000 руб. ассиг. и завел дилижансы, которые тогда назывались почтовыми колясками. В это же время казна стала прокладывать и шоссейную дорогу. Предприятие Воронцова встретило полное сочувствие публики, и 1 сентября 1820 года из Большой Морской, из отделения Конторы дилижансов, отправился первый такой поезд в Москву, состоявший из семи пассажиров разного звания, мужчин и женщин.

При этом отправлении присутствовали: министр почт князь А. Н. Голицын, К. Я. Булгаков и множество любопытных, которые смотрели на дилижансы, как на чудо. Немедленно после первого отправления подписались на второе восемь пассажиров, и число их беспрестанно умножалось. Даже знатные особы брали дилижансы. Ездить в них было в моде.

В первые десять лет между Москвою и Петербургом проехало в дилижансах 33 603 человека; во второе десятилетие, несмотря на соперничество многих возникших частных заведений, – до 50 000 человек. В третье десятилетие, когда уже открыты были отправления казенных почтовых карет и брик, число пассажиров стало уменьшаться.

В течение тридцати лет, с 1 сентября 1820 года по 1 сентября 1850 года, первоначальное в России заведение дилижансов собрало за места 3 810 534 руб. 22 коп. сер. После этого Общество передало акции, стоившие сначала каждая 1 000 руб. ассиг., за 600 руб. сер. за штуку своему управляющему Ф. Д Серапину.
Такой вот конный "сапсан" - самое быстроходное средство передвижения по суше того времени, король дорог до наступления эпохи железнодорожного транспорта.
Однако дилижансы - это, конечно прекрасно, но логические нестыковки с предыдущей эпохой не дают мне покоя.
Резюмируя изложенное, рискну сделать вывод:
1) до загадочной войны 1812-15 гг. не было никакой могущественной Российской Империи (потому что не может существовать империи без дорог - по целому комплексу причин) и то, что теперь выдают за "Екатерининский тракт" - на самом деле казённые дороги, отстроенные уже после 1820 года, большей частью в николаевское время.
или же, как вариант:
2) в начале 19 века по территории России на самом деле прокатился некий катаклизм, который завалил города грязью, разрушил многие строения предыдущей эпохи и смыл отличные дороги - да так радикально, что пришлось их отстраивать заново.
Какой версии отдать предпочтение - пока не знаю.
Journal information